Информационная система «Аэропорт»
ИС «Аэропорт» — это комплексное решение, призванное обеспечить поддержку производственных, технологических и финансовых процессов авиационного предприятия. Оно позволяет решать задачи, связанные с организацией, подготовкой и выполнением работ по обеспечению авиационных перевозок в аэропорту.
Развитие системы осуществляется с учетом требований российских и международных (ICAO, IATA) нормативных документов, рекомендаций и правил, регламентирующих деятельность аэропортов в области наземного обслуживания воздушных судов, пассажиров и организации воздушного движения.
Основными функциями системы являются:
- управление процессом обслуживания рейсов и пассажиров;
- управление ресурсами (статичными и мобильными);
- управление персоналом;
- управление финансами;
- голосовое и визуальное информирование.
ИС «Аэропорт» основывается на решениях, которые проверены временем и сочетают в себе надежность и удобство в повседневной работе, а также призваны решать следующие задачи:
- обеспечение безопасности полетов;
- эффективное планирование расписания и суточного плана обслуживания воздушных судов;
- сокращение времени на обслуживание, повышение качества;
- эффективное планирование и использование персонала и ресурсов, задействованных в обслуживании;
- сокращение издержек производства;
- сокращение реакции на сбои и задержки в технологическом процессе;
- уменьшение численности административного и обслуживающего персонала за счет повышения эффективности его работы;
- своевременное предоставление максимального объема оперативной информации каждому участнику производственного процесса с применением различных технических средств.
При разработке системы учтены требования нормативных документов, регламентирующих деятельность эксплуатантов гражданской авиации РФ.
В состав комплекса входят следующие программные и функциональные модули:
- Расписание рейсов;
- Суточный план обслуживания;
- Суточный план обслуживания - «cигнальное табло»;
- Планирование персонала и ресурсов;
- Учет доходов, формирование актов формы С;
- Интеграция с 1С;
- Мобильные устройства для удаленной работы;
- Графическая панель «Карта полетов»;
- Графическая панель «План стоянок»;
- График движения воздушных судов;
- График загрузки аэропорта (по персоналу и ресурсам);
- Представление в виде стыковок рейсов;
- Электронный диктор;
- Информационное табло (FIDS) для информирования сотрудников и пассажиров;
- Веб-приложение;
- Система отчетности и бизнес-аналитики (OLAP).
Расписание
Программный модуль «Расписание» используется для формирования и хранения сезонного расписания полетов авиационного предприятия. В своем составе содержит уникальные инструменты и технологии, оптимизирующие процесс работы над расписанием и позволяющие выполнять следующие задачи и функции:
- Работа со слотами: запрос, согласование, подтверждение;
- Создание нескольких вариантов расписания на сезон с целью выбора оптимального;
- Сравнение нескольких расписаний, полученных из разных источников;
- Проверки расписания по параметрам пропускной возможности аэропорта;
- Ведение процедуры согласования рейсов;
- Учет отмененных рейсов в расписании;
- Загрузка и выгрузка расписания в SSIM dataset;
- Формирование отчетов по расписанию;
- Представление в виде стыковок рейсов;
- Распознавание телеграмм и обменных файлов.


Суточный план полетов
Модуль «Суточный план обслуживания» — это мощный инструмент предназначенный для отслеживания движения воздушных судов и обеспечения служб авиапредприятия оперативной информацией по выполняемым рейсам. В Суточном Плане учитывается и отражается информация о планируемых и уже выполненных рейсах, сведения по экипажам, воздушным судам, загрузке, задержках, отменах и т.д. В дальнейшем происходит корректировка суточного плана на основании полученных телеграмм по каналам АФТН, SITA или путем ручного ввода информации.
- Карточка рейса;
- Информация по пассажирам, грузу и топливу;
- Статусы состояния (подготовка, полет, выполнение);
- Настраиваемая система представлений;
- Обработчик телеграмм (каналы АФТН, SITA и e-mail);
- Система оповещения изменений суточного плана;
- Визуализация состояния по аэропортам движения (задержки, нотамы и т.д.).
Обработка телеграмм
Приложение TelexGate предназначено для отправки из ИС «АвиаБит» или получения информации в систему из сторонних приложений и систем. В качестве каналов обмена используются файловые ресурсы, ящики электронной почты, сети AFTN, SITA и другие.
Получение данных:
- XML;
- WinAFTN;
- Курсы валют с веб-сервиса Центрального банка;
- Файл в файловой системе;
- Почтовый ящик по протоколам IMAP и POP3.
Отправка данных:
- SMS;
- HTTP;
- Email;
- XML.


График движения воздушных судов
График движения воздушных судов – инструмент, позволяющий в удобном графическом представлении отслеживать текущее состояние выполнения плана полетов.
- Информация о движении рейсов;
- Информирование о задержках;
- Настраиваемая система представлений;
- Полный доступ к карточке рейса.
Карта полетов
Графическая панель «Карта полетов» — еще один удобный инструмент, позволяющий отслеживать выполнение производственной программы. С помощью данного представления суточного плана обслуживания можно быстро оценить текущую ситуацию и своевременно на нее среагировать.
- Визуализация плана полетов Воздушных судов;
- Различные масштабируемые представления плана;
- Визуализация рейсов, находящихся под контролем;
- Предупреждение о задержках рейсов с визуализацией;
- Информация о рейсе (экипаж, загрузка т.д.);
- Эстафета в аэропортах (экипажи, планы полетов).


Графическая панель «План стоянок»
Стоянки воздушных судов — это особый ресурс аэропорта, который определяет количество ВС, обслуживаемых единовременно. «План стоянок» - специальный графический инструмент, который позволяет донести до оперативных служб информацию о стоянке каждого обслуживаемого воздушного судна, что позволяет своевременно и эффективно размещать персонал и технику на перроне для обеспечения технологического графика.
- Размещение Воздушных Судов;
- Просмотр карточки рейса;
- Отображение рейсов под контролем;
- Отображение рейсов с нарушением технологического графика обслуживания.
Графическая панель «Сигнальное табло»
Информационная система «ИС Аэропорт» включает в себя возможность управления процессом обслуживания воздушных судов при подготовке рейсов с помощью механизма контроля выполнения технологических операций, реализованном через сигнальное табло. «Сигнальное табло» — это основной элемент для управления технологическим графиком обслуживания.
- Контроль и отслеживание выполнения обслуживания;
- Отображение состояния выполнения технологических операций;
- Настройка технологического графика под конкретные рабочие места;
- Настройка технологических графиков в зависимости от Типов ВС, категории рейса, цели полета, вида сообщений и т.д.;
- Автоматическое формирование Суточного плана обслуживания по технологическим операциям согласно шаблона технологического графика;
- Информирование о нарушениях выполнения технологического графика обслуживания.


График загрузки аэропорта (по персоналу и ресурсам)
- Определение необходимого количества ресурсов из расчета требуемого для выполнения каждой технологической операции по специалистам и производственным ресурсам;
- Определение пиковых периодов загрузки персонала и производственных ресурсов.
Оборот стоянок воздушных судов
Для планирования оборота стоянок используется специальный графический инструмент «Оборот стоянок воздушных судов». Он позволяет наглядно оценить степень загруженности стоянок, произвести корректировку плана использования, выявить и исправить ошибки в планировании.
- Формирование графика оборота занятости стоянок, как для фактического плана обслуживания, так и при планировании и согласовании расписания;
- Автоматический расчет на любой момент времени требуемого количества стоянок, а так же количества свободных стоянок;
- Настраиваемая система представлений с помощью режимов фильтрации.


Персонал
Модуль «Персонал» представляет собой инструмент для работы со всей информацией по сотрудникам авиапредприятия.
- Персональная карточка сотрудника;
- Штатное расписание, приказы по кадрам;
- Учет событий по сотруднику;
- Модуль тестирования персонала;
- Табель рабочего времени, сменные бригады;
- Оплата персонала;
- Медицина;
- Доклады по безопасности;
- Интеграция с 1С.
Оборот ресурсов и сотрудников
Информационная система «Аэропорт» имеет инструменты планирования и учета использования материальных ресурсов и работы персонала, требуемых для организации обслуживания воздушных судов, пассажиров и грузов. Среди таких инструментов:
- Планшет планирования, инструмент ручного или автоматического планирования ресурсов и персонала с использованием дополнительных условий, ограничений и правил;
- Оперативный планшет, оперативное внесение информации о задействовании персонала или ресурса в технологической операции через сигнального табло;
- Карта ресурсов. Управление технологическим процессом в реальном времени на плане аэропорта, контроль сбойных ситуаций, отражение задействованных ресурсов и персонала;
- Свод правил. Формирование дополнительных правил, используемых при автоматическом распределении персонала и ресурсов.
Планирование персонала и ресурсов позволяет реализовать следующие возможности:
- Планирование в разрезе условных должностей персонала;
- Планирование с учетом наличия допусков, документов, специализированного обучения;
- Планирование с учетом рабочих смен, кадровых приказов;
- Групповое планирование (бригады, группы, пары и т.д.);
- Планирование с учетом событий;
- Планирование в разрезе типов ресурсов;
- Планирование с учетом событий (ремонт, консервация и т.д.);
- Создание правил, для введения временных интервалов до и после ТО, необходимых для подготовки к выполнению ТО;
- Создание правил для запрета использования, принудительного использования или приоритетного использования ресурса или персонала для различных ситуаций;
- Создание связей между персоналом и ресурсами для совместного планирования (аналог путевого листа);
- Автоматический расчет потребного количества персонала и ресурсов в единицу времени;
- Автоматическое планирование персонала и ресурсов с учетом правил, ограничений и предыдущего опыта;
- Отображение информации с использованием фильтров, хранение часто используемых комбинаций.


Акты формы С и А
Модуль «Акты оплаты услуг» позволяет осуществлять формирование первичной документации, необходимой для организации взаиморасчетов по выполненным работам и услугам. Модуль содержит следующие инструменты и функции:
- Справочники тарифов и сборов;
- Справочники валют и их курсы;
- Механизм генерации сводно-загрузочной ведомости;
- Механизм для ввода расходных требований по заправке ГСМ, газом, получения услуг;
- Механизм создания актов оплаты по формам С и А на основании шаблонов и различных источников данных по рейсам;
- Механизм создания шаблонов актов оплаты с привязкой к различным условиям (авиакомпания, тип ВС и т.д.).
В качестве источника для формирования актов может выступать:
- Технологический график обслуживания рейсов;
- Информация по количеству пассажиров и грузов на рейсе с разбивкой по видам, классам и типам;
- Информация о заправке воздушного судна ГСМ, газом, керосином, выполнении работ.
Финансовый модуль содержит набор различных отчетов по актам выполненных работ.
Отчеты
ИС «Аэропорт» содержит в себе механизм формирования отчетов и печатных форм, который построен на базе MS Excel. Большинство отчетов и печатных форм создается с использованием шаблонов, что в свою очередь позволяет модифицировать их внешний вид под корпоративные стандарты предприятия с условием, что будет меняться внешний вид, а не структура шаблона. Есть три основных вида отчетности: конструкторы отчетов, прочие отчеты (делаются индивидуально под нужды компании), отчетность с использованием OLAP-кубов.
- Отчеты по расписанию (табло, вылеты, прилеты, стыковки и многое другое);
- Сводные отчеты по налету, отправкам и прибытию;
- Операционная загрузка аэропорта;
- Отчеты «планы для служб»;
- Отчеты «загрузка и пассажиры»;
- Отчеты по технологическим операциям;
- Отчеты с информацией по выполненным рейсам;
- Статистические формы отчетности;
- Отчеты по оплате;
- Индивидуальные отчеты;
- OLAP-кубы.


OLAP
OLAP (on-line analytical processing) — набор технологий для оперативной обработки информации, включающих динамическое построение отчётов в различных разрезах, анализ данных, мониторинг и прогнозирование ключевых показателей бизнеса. OLAP-кубы — это важный инструмент не только для аналитиков, но и для рядовых пользователей при построения отчетов, контроля правильности данных и анализа текущей ситуации.
- Информация по прилетам/вылетам и загрузке аэропорта;
- Информация по задержкам, обслуженным пассажирам, грузу и т.д.
- Информация по выполненным технологическим операциям;
- Информация по используемым ресурсам и сотрудникам;
- Кубы по доходам.
Веб-приложение
Интернет-приложение — удобный инструмент, обеспечивающий возможность удаленного контроля выполнения обслуживания воздушных судов в аэропорту, управления технологическим графиком обслуживания, доведения информации до сотрудников, контроля знаний обслуживающего персонала, написания анонимных сообщений по безопасности и др.
- План обслуживания;
- Карточка рейса;
- Карта полетов с учетом планового и реального местоположения воздушных судов;
- Тестирование и обучение;
- Сертификация;
- Ознакомление с документами;
- Библиотека;
- Оборот ВС;
- Доклады по рейсам;
- Добровольные и конфиденциальные сообщения по безопасности полетов;
- Технологический график обслуживания.


Тестирование персонала
В рамках модуля «Персонал» реализован механизм обучения и контроля знаний сотрудников различных служб аэропорта в виде тестов.
- Темы тестирования, дисциплины;
- Различные варианты вопросов;
- Автоматическая генерация вопросов каждому сотруднику;
- Зачет/незачет или механизм оценок тестирования;
- Режимы обучения и тестирования;
- Возможность прикрепления документов и картинок к тестам, вопросам, ответам;
- Возможность ограничения по времени и по количеству попыток;
- Просмотр всех результатов тестирования;
- Печать сертификатов;
- Отчеты и OLAP-кубы.
Мобильная версия ИС «Аэропорт»
Главная задача КПК-версии ИС «Аэропорт» — предоставить сотруднику аэропорта, имеющему отношение к технологическому обслуживанию ВС, быстрый доступ к необходимой информации по технологическим операциям, времени их выполнения, поставщиках, предоставить возможность ручной корректировки введенных данных и исключить необходимость голосового регулирования графика технологического обслуживания, снизить информационную нагрузку на диспетчерскую службу.
Целью создания ИС «Аэропорт» для мобильных устройств является решение следующих задач:
- Автоматизация процесса управления при обслуживании Воздушных Судов в аэропорту;
- Оптимизация использования людских и материальных ресурсов для снижения издержек производства;
- Повышение качества контроля выполнения технологических операций при обслуживании рейсов;
- Снижение информационной нагрузки на персонал, обеспечивающий организацию и контроль выполнения обслуживания Воздушных Судов в аэропорту.


Информационное табло (FIDS) и голосовое уведомление
В составе ИС «Аэропорт» имеется программный модуль, позволяющий организовать информирование пассажиров посредством информационных мониторов (FIDS — flight information display system). Данный модуль позволяет выводить следующие информационные экраны:
- Оперативное расписание аэропорта на прилет и на вылет;
- Информация о рейсе над стойками регистрации;
- Информация о рейсе над выходами на посадку;
- Информация о рейсе над секциями выдачи багажа;
- Информация для сотрудников о предстоящих работах по обслуживанию рейсов;
Мониторы для расписания можно объединять в группы для отображения большего количества рейсов. Если нет возможности разместить несколько мониторов, то функция попеременного показа нескольких экранов позволит отобразить большее количество рейсов.
Мониторы для регистрации, посадки и выдачи багажа в промежутках между обслуживанием пассажиров могут показывать видеоролики и информационные сообщения.
Электронный диктор
Модуль «Электронный диктор» позволяет на основании текстовых шаблонов информационных сообщений, организовать голосовое оповещение пассажиров по следующим направлениям:
- Информация о прибытии рейса;
- Информация о начале обслуживания пассажиров (регистрация, выдача багажа, посадка);
- Информация о задержках рейсов;
- Различные сообщения рекламного и информационного характера.
Система позволяет проигрывать ранее записанные сообщения и использовать различные голосовые движки.


Связь с внешними системами
Информационная система Аэропорт обладает различными механизмами и инструментами, позволяющими организовать обмен данными со внешними системами:
- Прием и отправление телеграмм по каналам АФТН и SITA;
- Прием и отправка электронной почты по протоколам IMAP и POP3;
- Веб-сервис по персоналу (сотрудники, приказы по кадрам, штатная структура);
- Веб-сервис по доходам (импорт/экспорт актов формы С и А);
- Выгрузка данных в формате XML, Excel и TXT.