Информационная система «Аэропорт»

ИС «Аэропорт» — это комплексное решение, призванное обеспечить поддержку производственных, технологических и финансовых процессов авиационного предприятия. Оно позволяет решать задачи, связанные с организацией, подготовкой и выполнением работ по обеспечению авиационных перевозок в аэропорту.

Развитие системы осуществляется с учетом требований российских и международных (ICAO, IATA) нормативных документов, рекомендаций и правил, регламентирующих деятельность аэропортов в области наземного обслуживания воздушных судов, пассажиров и организации воздушного движения.

Основными функциями системы являются:

  • управление процессом обслуживания рейсов и пассажиров;
  • управление ресурсами (статичными и мобильными);
  • управление персоналом;
  • управление финансамиэ
  • голосовое и визуальное информирование.

ИС «Аэропорт» основывается на решениях, которые проверены временем и сочетают в себе надежность и удобство в повседневной работе, а также призваны решать следующие задачи:

  • обеспечение безопасности полетов;
  • эффективное планирование расписания и суточного плана обслуживания воздушных судов;
  • сокращение времени на обслуживание, повышение качества;
  • эффективное планирование и использование персонала и ресурсов, задействованных в обслуживании;
  • сокращение издержек производства;
  • сокращение реакции на сбои и задержки в технологическом процессе;
  • уменьшение численности административного и обслуживающего персонала за счет повышения эффективности его работы;
  • своевременное предоставление максимального объема оперативной информации каждому участнику производственного процесса с применением различных технических средств.

При разработке системы учтены требования нормативных документов, регламентирующих деятельность эксплуатантов гражданской авиации РФ.

В состав комплекса входят следующие программные и функциональные модули:

  • Расписание рейсов;
  • Суточный план обслуживания;
  • Суточный план обслуживания - «cигнальное табло»;
  • Планирование персонала и ресурсов;
  • Учет доходов, формирование актов формы С;
  • Интеграция с 1С;
  • Мобильные устройства для удаленной работы;
  • Графическая панель «Карта полетов»;
  • Графическая панель «План стоянок»;
  • График движения воздушных судов;
  • График загрузки аэропорта (по персоналу и ресурсам);
  • Представление в виде стыковок рейсов;
  • Электронный диктор;
  • Информационное табло (FIDS) для информирования сотрудников и пассажиров;
  • Веб-приложение;
  • Система отчетности и бизнес-аналитики (OLAP).

Расписание

Программный модуль «Расписание» используется для формирования и хранения сезонного расписания полетов авиационного предприятия. В своем составе содержит уникальные инструменты и технологии, оптимизирующие процесс работы над расписанием и позволяющие выполнять следующие задачи и функции:

  • Работа со слотами: запрос, согласование, подтверждение;
  • Создание нескольких вариантов расписания на сезон с целью выбора оптимального;
  • Сравнение нескольких расписаний, полученных из разных источников;
  • Проверки расписания по параметрам пропускной возможности аэропорта;
  • Ведение процедуры согласования рейсов;
  • Учет отмененных рейсов в расписании;
  • Загрузка и выгрузка расписания в SSIM dataset;
  • Формирование отчетов по расписанию;
  • Представление в виде стыковок рейсов;
  • Распознавание телеграмм и обменных файлов.
Модуль "Расписание"
Модуль "Суточный план полетов"

Суточный план полетов

Модуль «Суточный план обслуживания» — это мощный инструмент предназначенный для отслеживания движения воздушных судов и обеспечения служб авиапредприятия оперативной информацией по выполняемым рейсам. В Суточном Плане учитывается и отражается информация о планируемых и уже выполненных рейсах, сведения по экипажам, воздушным судам, загрузке, задержках, отменах и т.д. В дальнейшем происходит корректировка суточного плана на основании полученных телеграмм по каналам АФТН, SITA или путем ручного ввода информации.

  • Карточка рейса;
  • Информация по пассажирам, грузу и топливу;
  • Статусы состояния (подготовка, полет, выполнение);
  • Настраиваемая система представлений;
  • Обработчик телеграмм (каналы АФТН, СИТА и e-mail);
  • Система оповещения изменений суточного плана;
  • Визуализация состояния по аэропортам движения (задержки, нотамы и т.д.).

Обработка телеграмм

Приложение TelexGate предназначено для отправки из ИС «Авиабит» или получения информации в систему из сторонних приложений и системам. В качестве каналов обмена используются файловые ресурсы, ящики электронной почты, сети AFTN, SITA и другие.

Получение данных:

  • XML;
  • WinAFTN;
  • Курсы валют с веб-сервиса Центрального банка;
  • Файл в файловой системе;
  • Почтовый ящик по протоколам IMAP и POP3.

Отправка данных:

  • SMS;
  • HTTP;
  • Email;
  • XML.
Обработка телеграмм
График движения воздушных судов

График движения воздушных судов

График движения воздушных судов – инструмент, позволяющий в удобном графическом представлении отслеживать текущее состояние выполнения плана полетов.

  • Информация о движении рейсов;
  • Информирование о задержках;
  • Настраиваемая система представлений;
  • Полный доступ к карточке рейса.

Карта полетов

Графическая панель «Карта полетов» — еще один удобный инструмент, позволяющий отслеживать выполнение производственной программы. С помощью данного представления суточного плана обслуживания можно быстро оценить текущую ситуацию и своевременно на нее среагировать.

  • Визуализация плана полетов Воздушных судов;
  • Различные масштабируемые представления плана;
  • Визуализация рейсов, находящихся под контролем;
  • Предупреждение о задержках рейсов с визуализацией;
  • Информация о рейсе (экипаж, загрузка т.д.);
  • Эстафета в аэропортах (экипажи, планы полетов).
Графическая панель "Карта полетов"
Графическая панель «План стоянок»

Графическая панель «План стоянок»

Стоянки воздушных судов — это особый ресурс аэропорта, который определяет количество ВС, обслуживаемых единовременно. «План стоянок» - специальный графический инструмент, который позволяет донести до оперативных служб информацию о стоянке каждого обслуживаемого рейса, что позволяет своевременно и эффективно размещать персонал и технику на перроне для обеспечения технологического графика.

  • Размещение Воздушных Судов;
  • Просмотр карточки рейса;
  • Отображение рейсов под контролем;
  • Отображение рейсов с нарушением технологического графика обслуживания.

Графическая панель «Сигнальное табло»

Информационная система «ИС Аэропорт» включает в себя возможность управления процессом обслуживания воздушных судов при подготовке рейсов с помощью механизма контроля выполнения технологических операций, реализованном через сигнальное табло. «Сигнальное табло» — это основной элемент для управления технологическим графиком обслуживания.

  • Контроль и отслеживание выполнения обслуживания;
  • Отображение состояния выполнения технологических операций;
  • Настройка технологического графика под конкретные рабочие места;
  • Настройка технологических графиков в зависимости от Типов ВС, категории рейса, цели полета, вида сообщений и т.д.;
  • Автоматическое формирование Суточного плана обслуживания по технологическим операциям согласно шаблона технологического графика;
  • Информирование о нарушениях выполнения технологического графика обслуживания.
Графическая панель «Сигнальное табло»
График загрузки аэропорта (по персоналу и ресурсам)

График загрузки аэропорта (по персоналу и ресурсам)

  • Определение необходимого количества ресурсов из расчета требуемого для выполнения каждой технологической операции по специалистам и производственным ресурсам;
  • Определение пиковых периодов загрузки персонала и производственных ресурсов.

Оборот стоянок воздушных судов

Для планирования оборота стоянок используется специальный графический инструмент «Оборот стоянок воздушных судов». Он позволяет наглядно оценить степень загруженности стоянок, произвести корректировку плана использования, выявить и исправить ошибки в планировании.

  • Формирование графика оборота занятости стоянок, как для фактического плана обслуживания, так и при планировании и согласовании расписания;
  • Автоматический расчет на любой момент времени требуемого количества стоянок, а так же количества свободных стоянок;
  • Настраиваемая система представлений с помощью режимов фильтрации.
Оборот стоянок воздушных судов
Модуль "Персонал"

Персонал

Модуль «Персонал» представляет собой инструмент для работы со всей информацией по сотрудникам авиапредприятия.

  • Персональная карточка сотрудника;
  • Штатное расписание, приказы по кадрам;
  • Учет событий по сотруднику;
  • Модуль тестирования персонала;
  • Табель рабочего времени, сменные бригады;
  • Оплата персонала;
  • Медицина;
  • Доклады по безопасности;
  • Интеграция с 1С.

Оборот ресурсов и сотрудников

Информационная система «Аэропорт» имеет инструменты планирования и учета использования материальных ресурсов и работы персонала, требуемых для организации обслуживания воздушных судов, пассажиров и грузов. Среди таких инструментов:

  • Планшет планирования, инструмент ручного или автоматического планирования ресурсов и персонала с использованием дополнительных условий, ограничений и правил;
  • Оперативный планшет, оперативное внесение информации о задействовании персонала или ресурса в технологической операции через сигнального табло;
  • Карта ресурсов. Управление технологическим процессом в реальном времени на плане аэропорта, контроль сбойных ситуаций, отражение задействованных ресурсов и персонала;
  • Свод правил. Формирование дополнительных правил, используемых при автоматическом распределении персонала и ресурсов.

Планирование персонала и ресурсов позволяет реализовать следующие возможности:

  • Планирование в разрезе условных должностей персонала;
  • Планирование с учетом наличия допусков, документов, специализированного обучения;
  • Планирование с учетом рабочих смен, кадровых приказов;
  • Групповое планирование (бригады, группы, пары и т.д.);
  • Планирование с учетом событий;
  • Планирование в разрезе типов ресурсов;
  • Планирование с учетом событий (ремонт, консервация и т.д.);
  • Создание правил, для введения временных интервалов до и после ТО, необходимых для подготовки к выполнению ТО;
  • Создание правил для запрета использования, принудительного использования или приоритетного использования ресурса или персонала для различных ситуаций;
  • Создание связей между персоналом и ресурсами для совместного планирования (аналог путевого листа);
  • Автоматический расчет потребного количества персонала и ресурсов в единицу времени;
  • Автоматическое планирование персонала и ресурсов с учетом правил, ограничений и предыдущего опыта;
  • Отображение информации с использованием фильтров, хранение часто используемых комбинаций.
Оборот ресурсов и сотрудников
Акты формы С и А

Акты формы С и А

Модуль «Акты оплаты услуг» позволяет осуществлять формирование первичной документации, необходимой для организации взаиморасчетов по выполненным работам и услугам. Модуль содержит следующие инструменты и функции:

  • Справочники тарифов и сборов;
  • Справочники валют и их курсы;
  • Механизм генерации сводно-загрузочной ведомости;
  • Механизм для ввода расходных требований по заправке ГСМ, газом, получения услуг;
  • Механизм создания актов оплаты по формам С и А на основании шаблонов и различных источников данных по рейсам;
  • Механизм создания шаблонов актов оплаты с привязкой к различным условиям (авиакомпания, тип ВС и т.д.).

В качестве источника для формирования актов может выступать:

  • Технологический график обслуживания рейсов;
  • Информация по количеству пассажиров и грузов на рейсе с разбивкой по видам, классам и типам;
  • Информация о заправке воздушного судна ГСМ, газом, керосином, выполнении работ.

Финансовый модуль содержит набор различных отчетов по актам выполненных работ.

Отчеты

ИС «Аэропорт» содержит в себе механизм формирования отчетов и печатных форм, который построен на базе MS Excel. Большинство отчетов и печатных форм создается с использованием шаблонов, что в свою очередь позволяет модифицировать их внешний вид под корпоративные стандарты предприятия с условием, что будет меняться внешний вид, а не структура шаблона. Есть три основных вида отчетности: конструкторы отчетов, прочие отчеты (делаются индивидуально под нужды компании), отчетность с использованием OLAP-кубов.

  • Отчеты по расписанию (табло, вылеты, прилеты, стыковки и многое другое);
  • Сводные отчеты по налету, отправкам и прибытию;
  • Операционная загрузка аэропорта;
  • Отчеты «планы для служб»;
  • Отчеты «загрузка и пассажиры»;
  • Отчеты по технологическим операциям;
  • Отчеты с информацией по выполненным рейсам;
  • Статистические формы отчетности;
  • Отчеты по оплате;
  • Индивидуальные отчеты;
  • OLAP-кубы.
Отчеты
OLAP-кубы

OLAP

OLAP (on-line analytical processing) — набор технологий для оперативной обработки информации, включающих динамическое построение отчётов в различных разрезах, анализ данных, мониторинг и прогнозирование ключевых показателей бизнеса. OLAP-кубы — это важный инструмент не только для аналитиков, но и для рядовых пользователей при построения отчетов, контроля правильности данных и анализа текущей ситуации.

  • Информация по прилетам/вылетам и загрузке аэропорта;
  • Информация по задержкам, обслуженным пассажирам, грузу и т.д.
  • Информация по выполненным технологическим операциям;
  • Информация по используемым ресурсам и сотрудникам;
  • Кубы по доходам.

Веб-приложение

Интернет-приложение — удобный инструмент, обеспечивающий возможность удаленного контроля выполнения обслуживания воздушных судов в аэропорту, управления технологическим графиком обслуживания, доведения информации до сотрудников, контроля знаний обслуживающего персонала, написания анонимных сообщений по безопасности и др.

  • План обслуживания;
  • Карточка рейса;
  • Карта полетов с учетом планового и реального местоположения воздушных судов;
  • Тестирование и обучение;
  • Сертификация;
  • Ознакомление с документами;
  • Библиотека;
  • Оборот ВС;
  • Доклады по рейсам;
  • Добровольные и конфиденциальные сообщения по безопасности полетов;
  • Технологический график обслуживания.
Веб-приложение
Тестирование персонала

Тестирование персонала

В рамках модуля «Персонал» реализован механизм обучения и контроля знаний сотрудников различных служб аэропорта в виде тестов.

  • Темы тестирования, дисциплины;
  • Различные варианты вопросов;
  • Автоматическая генерация вопросов каждому сотруднику;
  • Зачет/незачет или механизм оценок тестирования;
  • Режимы обучения и тестирования;
  • Возможность прикрепления документов и картинок к тестам, вопросам, ответам;
  • Возможность ограничения по времени и по количеству попыток;
  • Просмотр всех результатов тестирования;
  • Печать сертификатов;
  • Отчеты и OLAP-кубы.

Мобильная версия ИС «Аэропорт»

Главная задача КПК-версии ИС «Аэропорт» — предоставить сотруднику аэропорта, имеющему отношение к технологическому обслуживанию ВС, быстрый доступ к необходимой информации по технологическим операциям, времени их выполнения, поставщиках, предоставить возможность ручной корректировки введенных данных и исключить необходимость голосового регулирования графика технологического обслуживания, снизить информационную нагрузку на диспетчерскую службу.

Целью создания ИС «Аэропорт» для мобильных устройств является решение следующих задач:

  • Автоматизация процесса управления при обслуживании Воздушных Судов в аэропорту;
  • Оптимизация использования людских и материальных ресурсов для снижения издержек производства;
  • Повышение качества контроля выполнения технологических операций при обслуживании рейсов;
  • Снижение информационной нагрузки на персонал, обеспечивающий организацию и контроль выполнения обслуживания Воздушных Судов в аэропорту.
Мобильная версия ИС "Аэропорт"
Информационное табло (FIDS)

Информационное табло (FIDS) и голосовое уведомление

В составе ИС «Аэропорт» имеется программный модуль, позволяющий организовать информирование пассажиров посредством информационных мониторов (FIDS — flight informational display system). Данный модуль позволяет выводить следующие информационные экраны:

  • Оперативное расписание аэропорта на прилет и на вылет;
  • Информация о рейсе над стойками регистрации;
  • Информация о рейсе над выходами на посадку;
  • Информация о рейсе над секциями выдачи багажа;
  • Информация для сотрудников о предстоящих работах по обслуживанию рейсов;

Мониторы для расписания можно объединять в группы для отображения большего количества рейсов. Если нет возможности разместить несколько мониторов, то функция попеременного показа нескольких экранов позволит отобразить большее количество рейсов.

Мониторы для регистрации, посадки и выдачи багажа в промежутках между обслуживанием пассажиров могут показывать видеоролики и информационные сообщения.

Электронный диктор

Модуль «Электронный диктор» позволяет на основании текстовых шаблонов информационных сообщений, организовать голосовое оповещение пассажиров по следующим направлениям:

  • Информация о прибытии рейса;
  • Информация о начале обслуживания пассажиров (регистрация, выдача багажа, посадка);
  • Информация о задержках рейсов;
  • Различные сообщения рекламного и информационного характера.

Система позволяет проигрывать ранее записанные сообщения и использовать различные голосовые движки.

Электронный диктор
Связь с внешними системами

Связь с внешними системами

Информационная система Аэропорт обладает различными механизмами и инструментами, позволяющими организовать обмен данными со внешними системами:

  • Прием и отправление телеграмм по каналам АФТН и SITA;
  • Прием и отправка электронной почты по протоколам IMAP и POP3;
  • Веб-сервис по персоналу (сотрудники, приказы по кадрам, штатная структура);
  • Веб-сервис по доходам (импорт/экспорт актов формы С и А);
  • Выгрузка данных в формате XML, Excel и TXT.